Каким образом лучше влиять на будущее ребенка?
Родители могут по-разному влиять на будущее ребенка. Часто встречаются ситуации, когда старшее поколение полностью берет все в свои руки и достигает своих целей с помощью детей. На мой взгляд, более экологичным является подход, когда родитель создает возможности для роста и дает определенную степень свободы в самореализации ребенка. Если развивать детей в таком ключе, тогда у них появляется возможность самим расти на своем опыте, ошибках, преодолении, исследовании. Это зарождает интерес к жизни и проявляет сильные стороны, таланты и интересы ребенка. Я бы назвала такой подход осознанным, в противовес навязыванию и давлению, что, конечно, гораздо проще для родителя.
«Воспитание без воспитания: не в форме нравоучений, а на личном примере»
С позиции осознанного выбора старшие дают образ или модель поведения для своих юных последователей, происходит воспитание без воспитания: не в форме нравоучений, а на личном примере. Тогда родители создают поле возможностей для детей и направляют через обратную связь, показывая разные варианты решения ситуации. В результате ребенок тренирует свои качества, навыки, черты характера, легко ориентируется в ситуации, чувствует себя уверенно и верит в свои силы. И тогда, выбор любого пути, который выберет ребенок, становится возможным. Это становится прочным фундаментом, который могут заложить родители.
Какие аспекты будущей жизни ребенка важно планировать?
Для ответа на этот вопрос важно понимать цель. Чего мы хотим для своих детей в будущем? Мы часто задаем этот вопрос родителям наших будущих учеников. Практика показывает, что все разнообразие ответов сводится к двум понятиям: счастливый и успешный. При чем успешный, это не обязательно в бизнесе, а в любой сфере, в которой ребенок захочет реализоваться. Исходя из этого гораздо проще выстраивать этот путь. Безусловно есть некие фиксированные этапы, которые проходит ребенок исходя из системы образования. Как правило, это детский сад, школа, университет. Если относятся к этому, как к долгосрочному планированию, то тогда делать выбор этих шагов исходя из цели, которую мы поставили, а не по критерию близости к дому, что безусловно тоже важно, но на первом месте все-таки то, что получит от этого ребенок.
Не нужно забывать, что при выборе учебных заведений родитель является клиентом, заказчиком услуг и в праве получить качественный продукт, который удовлетворит потребности ребенка. Не нужно бояться менять заведения, если они не подходят ребенку, важно держать в фокусе именно его особенности и проявления, помогая пройти эти этапы жизни.
В какой степени планирование будущего ребенка, учитывая турбулентное развитие технологий, эффективно? Есть какие-то исследования или прогнозы на эту тему?
Сейчас много говорят о профессиях будущего, грядущей роботизации, упразднении определенных функций в организациях. Это дает почву для смещения фокуса внимания с обучения чему-то узконаправленному на взращивание качеств, которые помогут сориентироваться в ситуации высокой неопределенности, быстрых изменений. Здесь на первое место становится способность создавать что-то новое, успешно реализовывать свои идеи. Качества, которые могут быть применимы в любой сфере. Спланировать четко каждый шаг в такой ситуации становится невозможным.
Если раньше траектория движения была стабильной: «престижный университет» = «высокооплачиваемая работа», «распределение из профильного учебного заведения» = «гарантия трудоустройства».
Сейчас же система образования не успевает перестраиваться под запрос для профессий будущего, поэтому на первый план выходят те представители сферы образования, которые способны быстро адаптироваться или вновь созданные, которые закрывают именно этот запрос. Здесь очень важно внимательно отнестись с выбору с точки зрения качества. Оптимальным решением может стать узконаправленные учебные блоки, которые применяют новые методы в преподавании и готовят к будущим вызовам.
В 2014 году Московская школа управления Сколково и Агентство стратегических инициатив издали Атлас Новых Профессий, где собраны перспективные отрасли на ближайшие 15-20 лет, в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Он является неким навигатором, который помогает сориентироваться в базовых трендах, применимых в том числе к российской экономике, какие отрасли и специальности востребованы или будут, какие ВУЗы могут дать основы в этих направлениях и какие компании будут заказчиками этих профессий.
Как правильно говорить с ребенком о его будущем? С какого возраста это нужно делать?
Мы в нашей семье начинаем говорить об этом буквально с двух лет, когда наши дети начинают разговаривать. Мы говорим о важности того, кто ты, что ты хочешь, о том как быть в контакте со своими желаниями, не бояться себя выражать и усовершенствовать свои сильные стороны. Это формирует у детей понимание безграничности возможностей, настрой на развитие, мышление роста.
Тренировать эти качества уже осознанно можно начинать с 6-7 лет, когда закладываются поведенческие основы личности.
В какой степени корректно родителям планировать будущее своих детей? А что если ребенок видит свое будущее иным нежели родители?
Будущее во многом зависит от прилагаемых усилий и каждый родитель в праве выбирать свой подход. Мы придерживаемся позиции создания поля возможностей и развивающей среды, а дети учатся ориентироваться в ситуациях и делать свой выбор. Это исключает элемент насилия над личностью и готовит к взрослой жизни. Мы можем делиться своим видением, опытом, но выбор профессии будет за ребенком.
Как родителям понять, что нужно делать для своего ребенка в текущий момент, чтобы в будущем он был эффективен в своей жизни?
Детям в первую очередь нужна любовь и внимание, им ценно время проведенное с родителями. Когда это есть в достатке, у детей есть прочная основа для развития. Именно это мы можем дать прямо сейчас и без особых затрат. И если приоритеты родителей будут выстроены таки образом, что развитие детей займет там важную роль, тогда можно говорить об эффективности в будущем.
Действительность часто расходится с желаниями родителей и при сверхвысоком темпе жизни дети смещаются с первых позиций в рейтинге дел. Тогда решением может стать качественно проведенное время вместе, которое запланировано заранее, например у нас в есть много форматов для этого: семейные тимбилдинги, семейные бизнес туры, семейные лагеря.
Освоение каких навыков заложит надежную базу в образовании ребенка?
Принято считать, что привычка формируется через 21 день, но формирование навыка требует гораздо большего времени и многократного повторения, преодоления преград и провалов.
Одним из навыков, который нужно и можно развивать – это быть успешным, включающий в себя целый спектр навыков от умения не сдаваться до ответственности и дисциплины. Все это тренируется и закрепляется в навык, проходя определенные стадии.
Сейчас очень популярно заниматься в различных секциях. Как помогают спорт, творческие занятия и игры ребенку?
Стремление родителей дать ребенку максимум иногда приводит к такой загрузке, что дети не успевают отдохнуть, набраться сил и просто провести время с друзьями, что крайне важно для развития. Если ребенок пропускает этап ролевых игр, то это лишает его опыта образного мышления и потом ему тяжело решать математические задачи.
Безусловно каждый вид секций имеет свои преимущества и развивает определенное качество, но что из этого ребенку пригодится в будущем? Нужно опять же помнить о цели воспитания и сверяться с состоянием ребенка.
Как понять, что ребенку стоит получать бизнес-образование?
Сейчас мы наблюдаем целое поколение детей, которое проявляет склонности к предпринимательству с раннего детства. Такие дети задают вопросы о том как устроена ферма или как работает магазин, придумывают новые продукты и услуги, в этом случае безусловно эти качества нужно помогать развивать. Хотя в целом, бизнес образование дает инструменты для реализации себя в любом направлении будь то технологии, искусство или производство.
4 декабря 2019. Источник - http://www.topcrop.ru/education/uspeshnoe-budushchee-rebenka.html